вместо скучного обучения

Наш первый опыт в музыкальной школе Сузуки

На прошлой неделе состоялось первое занятие моего сына в музыкальной школе Сузуки. Мне очень понравились преподаватели в этой студии, и было интересно видеть, как откликнулся на их методику мой сын. И я готова поделиться с вами своими наблюдениями и выводами.

Метод обучения детей музыке японского музыканта и педагога Шиничи Сузуки основан на принципе, что все дети обладают способностями, и каждый ребенок может научиться игре на музыкальном инструменте подобно тому, как он обучается родному языку, начиная с раннего детства.

Я занимаюсь с ребенком музыкой, начиная с беременности и рождения. И полностью согласна с утверждением, что абсолютно все дети обладают особой музыкальной чувствительностью, воспринимают музыку часто даже более глубоко, чем взрослые.

У вас может возникнуть вопрос: зачем посещать музыкальную школу, если мама музыкант и автор проекта по музыкальному развитию детей? Я уже подробно писала про оптимальное сочетание посещения музыкальной школы и домашних занятий в этой статье >. У обоих путей есть свои преимущества, и их разумное сочетание поможет правильно выстроить общее музыкальное развитие ребенка.

Думаю, что я в любом случае продолжу заниматься музыкой со своим сыном. Мы вместе поем, танцуем, делаем много развивающих упражнений, но с определенного возраста, когда идут уже серьезные занятия на музыкальных инструментах, мне хотелось бы, чтобы занятия вел преподаватель, который специализируется именно на этом инструменте и владеет определенной методикой преподавания детям. Также для моего ребенка очень важны коллективные занятия, а не только наши индивидуальные игры, что можно получить только в студии.

Поэтому мы решили попробовать заниматься в музыкальной школе Сузуки, и на прошлой неделе состоялись наши первые занятия.

День первый. Групповое музыкальное занятие

Мне очень понравилась методика, и мне было приятно, что она совпадает с моим подходом к занятиям с детьми, о котором я рассказываю в своем проекте. Это развитие в игровой форме музыкальности, чувства ритма, слуха и голоса, когда все пронизано игрой, движением, а не как в советском детском саду, когда все должны смирно сидеть на стульчиках.

Хочу отметить еще несколько моментов, которые мне понравились в школе Сузуки:

  • Звучит много живой музыки, живой аккомпанемент.
  • Доброжелательная обстановка.
  • Достаточно высокий темп занятия. Малышам не давали опомниться, как уже начиналась следующая игра.
Очень важно, что занятия проходят с участием родителей.
И родители с огромным удовольствием прыгают, как зайчики, ползают, как слоны, маршируют с разными темпами, поют все песенки, хлопают в ладоши. Совместные с родителями занятия проводятся не только для маленьких детей, такой метод преподавания используется на протяжении всего обучения в школе.

Это то, о чем я не устаю повторять: совместное хобби, совместный интерес к чему-либо соединяет детей и родителей крепкими нитями. И еще раз я убедилась, как важно не просто отдать ребенка в развивающий центр, а заниматься вместе с ним и вместе получать удовольствие от музыки.

Было очень много движения, все игры включали в себя какие-то танцы, ритмы — и это очень важно для маленьких детей. Малышам не давали опомниться, как уже начиналась следующая игра. 40 минут урока пролетело мгновенно!

Как воспринял школу мой сын? Саше было очень просто, он естественно включился в занятие: прохлопал все ритмы, пропел все песенки, моментально включался в игры.

Многие дети, пришедшие в первый раз, очень стеснялись, прятались, старались быть поближе к маме — им было достаточно тяжело включиться в процесс. Конечно, многое здесь зависит от музыкальных навыков, но также и от темперамента ребенка, от уровня его социализации.

Результат: это занятие понравилось и мне, и моему ребенку; оказалось, что те приёмы, которые я применяю на своих курсах, используются и в школе Сузуки.

День второй. Индивидуальный урок игры на гитаре

В этой школе было на выбор несколько музыкальных инструментов: фортепиано, флейта, гитара и скрипка. И когда я спросила у Саши, на каком инструменте он хотел бы играть, он не задумываясь ответил: на гитаре. Ну что же, мы решили попробовать!

Мне было очень интересно, чем школа Сузуки отличается от обычной музыкальной школы.

  • Во-первых, родители присутствуют на уроке.

Маму не выставляют за дверь, как это часто происходит в наших музыкальных школах. Родители видят, как занимается ребенок, ребенок чувствует поддержку. Учитель дает домашнее задание и рассказывает, как и что необходимо потренировать дома. И на индивидуальных занятиях учитель очень часто привлекает маму, чтобы вместе спеть какую-то песню,поиграть в игру, сделать упражнение — то есть мама активно участвует в уроке.

Преподаватели школы Сузуки активно доносят до родителей мысль, что крайне важно, чтобы мама дома слушала музыку вместе с ребенком, повторяла какие-то движения, пела. Мама принимает активное участие в процессе музыкальных занятий ребенка, и именно от этого в большей степени зависит успех занятий.

  • Во-вторых, очень много игровых моментов.

Я очень переживала, как пройдет этот урок. Индивидуальное занятие музыкой, обучение игре на инструменте требует сосредоточенности, усидчивости, внимания, необходимо сидеть на месте. И понятно мое волнение о том, как активный, подвижный Саша воспримет такое занятие.

Но переживала я зря. Наш преподаватель сразу установил с мальчиком контакт, и в уроке было очень много игровых моментов. Например, чтобы правильно посадить ребенка для игры на гитаре, на кончик стула, они вместе, играя, раз двадцать встали и сели! Они хлопали в ладоши, снова и снова вставали и садились на стул в разных вариантах.

Далее была игра «Зеркало»: преподаватель показывал Саше какие-то движения, ребенок должен был повторять. Это были задания, как взять гитару, как поставить ее на колено, как гитару положить, как сесть, как повернуть голову и даже как смеяться. Конечно, было очень много смеха и активного движения.

Так ненавязчиво, в игре преподаватель поставил ребенку правильное положение для игры на гитаре: сидя на кончике стула, с прямой спиной, в устойчивой позиции, когда ноги поставлены достаточно широко.

На первом же уроке ребенок попробовал извлекать из гитары звук. И вновь это были различные игровые приемы, игры со счетом, с самолетиками, вертолетиками — это на самом деле было интересно и весело.

Результат: мой активный сын с превеликим удовольствием провел весь урок с открытым ртом, с открытыми глазами, с удовольствием играл на струнах, активно взаимодействовал с преподавателем, и у него осталось огромное желание продолжать эти занятия.

Мои выводы

Я еще раз убедилась, что талант педагога — это залог успеха музыкальных занятий. Я боялась, что ребенку будет скучно, неинтересно, что еще рано посещать музыкальную школу. Но ему очень понравилось, и это подтвердило мое убеждение в том, что талантливый педагог = талантливый ребенок!

И, конечно, важно дополнять занятия в музыкальной школе домашними музыкальными играми, совместным пением, прослушиванием музыки. Как это делать, я рассказываю в своем проекте!

Мария Шаро

Добавить комментарий